Выпускники 30ки Выпускники 30ки

​Геннадий Гор, 1999-1

ИзображениеНачну с профессиональной деятельности. С 2016 года я профессор на кафедре химической инженерии и науки о материалах Технологического Института штата Нью-Джерси (NJIT). Руковожу лабораторией (Laboratory for Materials Interfaces), занимаюсь исследованиями в области пористых материалов и адсорбции, пишу статьи, читаю лекции студентам и аспирантам. До NJIT, работал на исследовательских позициях (постдок) в США. До отъезда я работал программистом, преподавал физику (в том числе в 30ке), учился на физфаке СПбГУ, там же защитил кандидатскую по специальности теоретическая физика.

Велик соблазн пуститься в перечисление наших замечательных учителей. Увы, большинства из них нет в живых, и вряд ли четверть века спустя это будет полезно нынешним ученикам. Поэтому постараюсь писать в общем, отвечая на конкретные вопросы.

Начну с навыков и знаний. Поскольку моя работа включает в себя и физику, и математику, и программирование, и химию, та база, которую заложила 30ка по этим предметам помогает мне по сей день. Из менее очевидного, я благодарен тому уровню преподавания английского, который давала 30ка. Английский был полезен и до отъезда, но после точно сильно облегчил жизнь.

Из развития более общих навыков вспоминаются регулярные возможности выступать устно – зачеты по математике, выступления у доски с домашними задачами, защиты материала лабораторных на схемотехнике и компьютерной физике. Отдельно вспоминаются обсуждения на уроках литературы в 10-11 классах. Мне видится очень важным дать подростку возможность рассуждать вслух на темы за пределами его зоны комфорта (т. е. физики и математики), например, о чувствах Наташи Ростовой. Думаю, что излагать мысли в устной форме и не бояться выступления перед аудиторией мы вынесли оттуда.

Сочинения по литературе точно помогли мне научиться связно писать. Это тот навык, который мне приходится использовать постоянно. Каждая статья, каждая заявка на грант, это своего рода сочинение.

Отдельно хочется вспомнить предмет, который был в 30ке в девяностые, и исчез, когда я работал там в нулевых – физика на английском. Физики там было очень мало, но зато всю базовую научную лексику я вынес оттуда. Естественно, пользуюсь ей до сих пор.

Теперь про сильные стороны. Конечно, наша подготовка по физике и математике была на высоте, сравнима с другими питерскими физмат школами. Было, как мне кажется и различие. После окончания школы мы учились вместе, и дружили, с выпускниками 239ой, ФТШ, Аничкова лицея. Конечно же сравнивали наш и их школьный опыт. Мне видится, что 30ка давала лучший баланс с другими предметами. В первую очередь, программирование, но также, например, английский или химия. Баланс, был не только по отношению к другим предметам. Баланс был и внутри предмета. При том, что мы решали массу нестандартных задач, наши учителя не стремились сделать из всех нас поголовно олимпиадников. Много времени уходило на решение большого количества, хоть и сложных, но стандартных задач.

Одной из сильных сторон, которую я оценил много лет спустя, работая преподавателем, была установка высокого, почти недостижимого, стандарта. Оценка отлично, действительно была чем-то особенным. Мы привыкли учиться на тройки и четверки. Это не считалось зазорным. Чтобы получить пятерку, надо было действительно отличиться. Из всего выпуска (более ста человек) была одна серебряная медаль, у нашей одноклассницы Наташи Губкиной.

Атмосфера. Подозреваю, что не все, кто учился со мной в параллели, согласятся со мной. По-моему, атмосфера была дружной и здоровой. Я общался с большей частью одноклассников, был знаком с большей частью нашего выпуска, знал многих кто учился на год старше или младше. Я шел в школу всегда с удовольствием, шел и учиться, и общаться. Я и мои одноклассники проводили в школе время и после уроков, кто-то на кружке программирования, кто-то на баскетболе, кто-то на занятиях по классической гитаре (я в разное время участвовал во всех трех этих секциях).

Наконец про то, чего не хватало (про пользу я кажется сказал достаточно). Начав работать, я узнал, что почти всякая деятельность подразумевает работу в команде. При этом я не помню, чтобы в школе у нас были командные задания. Из более очевидного, были предметы, которые были заметно ниже уровнем чем перечисленные вышел. Например, история, биология, французский. Можно, наверное, свалить это на конкретного учителя, но кажется проблема была глубже, по всем трем предметам у меня было больше одного учителя.

Последним из недостающего назову отсутствие подготовки к выбору специальности. Заканчивая школу, я всерьез выбирал между физфаком и матмехом СПбГУ, словно на свете не было других опций. Сейчас, я, конечно, скажу, что для меня мой выбор вполне сработал. Но на физфак нас из класса пошло семеро, а в науке осталось двое – я в США, и Игорь Штром в Питере.

Gennady Gor

+1
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.